Протокол об административном правонарушении

Противоправные, виновные действия или бездействие лиц, следствием которых явилось нарушение законов, называются административным правонарушением. Ответственность в отношении этих нарушений несут граждане и юридические лица. В частности, за посягательство на собственность, жизнь и здоровье населения, общественную нравственность, порядок, экологию и пр. нарушения составляется бланк протокола об административном правонарушении.

Характеристика административного нарушения

Основные признаки административного проступка заключаются в:

  • противоправности: совершении действия, нарушающего административные нормы и правила различных правовых сфер (финансовых, земельных, трудовых и иных);
  • виновности: деяние, совершенное с умыслом или по неосторожности, халатному отношению;
  • наказуемости: за совершенное действие лицо несет ответственность.

От иных видов нарушений административные проступки отличаются:

  • минимальным вредом для общества;
  • отсутствием признака общественной опасности;
  • отсутствием ответственности по нормам уголовного права.

При этом в некоторых случаях административное нарушение прав в процессе разбирательства может быть переквалифицировано в уголовное, а значит, и наказание будет применяться по другим законодательным основаниям.

Протокол об административном правонарушении

Составляющие административного нарушения

Административное нарушение возникает при наличии четырех элементов:

  • объекта правонарушения;
  • субъекта правонарушения – физических, должностных лиц, достигших 16-летний возраст, обладающих признаками вменяемости, а также юридических лиц;
  • объективной стороны нарушения – признаков какого-либо деяния, его последствий;
  • субъективной стороны нарушения – умысла, ненамеренных действий, которые привели к факту нарушения.

Мера ответственности и административные расследования

При совершении административного проступка к нарушителю могут быть применены меры ответственности посредством административного наказания, которое выражается в виде штрафных санкций, вынесении предупреждения, лишении (ограничении) некоторых прав, приостановлении деятельности, административном аресте и иных.

В некоторых случаях совершенное нарушителем деяние подлежит тщательному расследованию, с учетом всех обстоятельств случившегося. Может возникнуть потребность в проведении на месте совершения или выявления правонарушения экспертиз, процессуальных мероприятий, исследований, что потребует немалых временных затрат. Законом на все процедуры по расследованию отводится 30-дневный срок с момента открытия дела. Период может быть продлен еще на один месяц, а по факту нарушения таможенных правил срок расследования может составить до шести месяцев.

Составление протокола

По выявлению факта административного нарушения составляется протокол. Документ закреплен Приказом МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 (редакция от 31 декабря 2009 г.). Полномочиями на составление протокола по факту деяния, согласно требованиям пункта 1 статьи 28.2 Кодекса об административных нарушениях, обладает должностное лицо, представляющее государственный (контролирующий) орган.

Протокол должен содержать сведения о:

  • месте, дате, времени составления;
  • наименовании должности, ФИО лица, его оформившего;
  • информация о физическом или юридическом лице, в отношении которого открыто административное дело;
  • данные о потерпевшем, указанием ФИО, адреса регистрации (проживания), в отношении юридического лица – наименование, юридический адрес и иные реквизиты;
  • информация об административном нарушении, с подробным описанием деяния и указанием статьи Закона, которая была нарушена;
  • сведения о свидетелях, если таковые имеются.

Нарушитель административных прав может дать объяснения по факту своего деяния, что также должно быть отражено в протоколе.

Должностным лицом, оформляющим административный протокол, субъектам и объектам правонарушений разъясняются их права и обязанности, возникающие в результате открытия административного дела. Все участники процесса в обязательном порядке должны быть ознакомлены с содержанием документа, а также им предоставляется возможность дать комментарии или пояснения к описанным в протоколе событиям.

Неявка физических, юридических лиц, в отношении которых инициировано дело об административном нарушении, при должном оповещении, не препятствует составлению протокола в их отсутствие. В этом случае документ должен быть направлен правонарушителю на протяжении 3-х дней с момента оформления.

На протоколе должны присутствовать подписи:

  • должностного лица, его составившего;
  • правонарушителя (или его официального представителя).

Если лицо, в отношении которого осуществляется проверка по делу об административном нарушении, отказывается поставить подпись на документе, то в нем делается соответствующая отметка. Правонарушитель и пострадавший под расписку получают каждый по экземпляру протокола.

Условия оформления протокола

Фиксировать факт административного нарушения (согласно пункта 1 статьи 28.3 Кодекса) имеют право представители государственных органов, которые имеют все полномочия согласно главе 23 Кодекса в пределах компетенции этих надзорных и контролирующих органов.

Оформление протокола об административном правонарушении проводится сразу после обнаружения, выявления факта противоправного деяния. В некоторых случаях может потребоваться проведение дополнительного выяснения обстоятельств дела, определения причастности тех или иных лиц, уточнение информации о их местонахождении и пр. В этой связи время на составление протокола может быть продлено до 48 часов с момента открытия дела. При назначении административного расследования составление протокола должно быть осуществлено по его завершению, согласно статье 28.7 Кодекса.

  Образец и бланк протокола об административном правонарушении скачать (Размер: 37,0 KiB | Скачиваний: 2 119)

Поделитесь с коллегами:



  • Рубрики: Юридические.