Правила оформления служебной характеристики на сотрудника

С необходимостью написания служебной характеристики на протяжении своей деятельности сталкивается любой кадровый работник. Характеристики на сотрудника могут потребоваться как внутри самой организации, так и для предоставления в различные учреждения, начиная от ГИБДД до кредитных организаций. Характеристики подразделяются на несколько видов, один из которых именуется служебной характеристикой на сотрудника.

Достижения работника

Что это такое

Служебная характеристика на сотрудника, исходя из названия документа, характеризует отдельно взятого работника с деловой и профессиональной стороны. Кроме основных качеств, условно относящихся к служебным, в характеристику вносятся и психологические черты характера сотрудника для максимальной полноты картины. Так, служебные характеристики подразделяются на два вида:

  1. Внешние;
  2. Внутренние.

Внутренняя служебная характеристика составляется для внутреннего использования. Например, подобный документ подготавливается при повышении в должности, награждении или, наоборот, при применении дисциплинарного взыскания.

Внешняя характеристика может потребоваться для нужд самого работника с целью предоставления по месту требования в различные организации:

  • В органы охраны правопорядка или ГИБДД;
  • В судебные инстанции;
  • В органы опеки и попечительства;
  • В банки;
  • Для трудоустройства в другую организацию.
Обратите внимание! Исходя из того, для каких целей оформляется характеристика, варьируется ее содержание. Так, внутренняя служебная характеристика на сотрудника наиболее полно отражает профессиональные и деловые качества работника, тогда как в документе для сторонних организаций упор делается на иные аспекты, максимально характеризующие гражданина с разных сторон.

Как написать

Как составить служебную характеристику на сотрудника

Как правило, служебная характеристика на сотрудника может быть составлена непосредственным руководителем, например, начальником подразделения, либо кадровым работником. Пишется документ в третьем лице на специализированном бланке организации, если учреждение имеет собственные фирменные бланки. В противном случае характеристика оформляется на обычном листе формата А4. Объем документа так же не установлен, но предполагается, что служебная характеристика должна уместиться на одном листе. Примерный план содержания состоит из следующих пунктов:

  1. Идентифицирующие данные сотрудника, взятые из личного дела, такие как ФИО, должность, сведения об образовании, карьерные продвижения;
  2. Во второй, основной части расписываются деловые качества служащего, профессионализм и индивидуальные морально-психологические особенности. При описании профессиональных качеств сотрудника важно учитывать занимаемую им должность. Например, если бухгалтера максимально положительно характеризуют такие качества как внимательность, педантичность, скрупулезность, честность, порядочность, то в характеристике менеджера по работе с клиентами основными положительными чертами профессионального характера могут быть указаны энергичность, креативность, доброжелательность, коммуникабельность и стрессоустойчивость. Не менее важно показать психологический портрет сотрудника, его адаптацию в коллективе, умение избегать конфликтов и взаимодействие с коллегами в целом;
  3. Третья часть традиционно отводится для указания информации об имевших место награждениях, либо о прецедентах, связанных с нарушениями трудового распорядка и примененных дисциплинарных взысканиях. Также в этой части указывается информация о прохождении курсов повышения квалификации и приобретения дополнительных навыков сотрудником;
  4. В заключительной части пишется общий вывод о гражданине, а также указывается цель написания служебной характеристики.

Характеристика на работника

Важно! В правовых актах действующего законодательства нет закрепленной формы служебной характеристики, но в делопроизводстве используются общепризнанные принципы ее написания.
Служебная характеристика на сотрудника полиции образец скачать

Образец

Служебная характеристика может быть достаточно краткой и лаконичной, состоящей из нескольких предложений. Примерный образец положительной служебной характеристики:

Служебная характеристика

На кассира-операциониста Булыгину Т.В.

Кассир-операционист Булыгина Т.В. – одна из наиболее добросовестных, ответственных и старательных сотрудников всего отдела. С самого начала работы в организации Булыгина Т.В. зарекомендовала себя в качестве порядочного, надежного работника, достойного высокой оценки труда. В общении с клиентами и коллегами Булыгина Т.В тактична и вежлива, в коллективе пользуется уважением. Нареканий по работе и трудовой дисциплине не имела.

Вывод: Булыгина Т.В. достойна повышения до должности старшего кассира.

Обратите внимание! В конце текста указывается, кем был написан документ, проставляется дата и подпись автора.

Отрицательная характеристика

Отрицательная характеристика

Отрицательная служебная характеристика составляется по тем же принципам, что и положительная, однако в содержании документа акцент делается на негативные качества сотрудника, которые характеризуют его с отрицательной стороны.

Например, в документе могут быть отражены нелицеприятные моральные качества работника, наличие вредных привычек, низкий уровень профессионализма и иные показатели, на основе которых базируется отрицательный облик сотрудника, отраженный в служебной характеристике.

Отрицательная служебная характеристика на сотрудника образец скачать
Поделитесь с коллегами:



  • Рубрики: Характеристики.