1. Главная
  2. /
  3. Договора
  4. /
  5. Как заключается договор продажи купли-продажи бизнеса

Как заключается договор продажи купли-продажи бизнеса

Существует множество вариантов для начала осуществления предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет преимущества и недостатки. Одним из наиболее эффективных и быстрых способов создать новое предприятие является договор продажи купли-продажи бизнеса.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ Тел. +7 (800) 302-65-54 Бесплатно по России

Приобретение готовой фирмы позволяет избежать сложностей на этапе подготовки учредительных документов и регистрации их в налоговых органах. В рамках такого договора есть возможность выбрать форму юридического лица, перечень видов экономической деятельности, удобное место нахождение и даже готовую сеть контрагентов.

Подписание договора купли-продажи бизнеса

Содержание договора

Пример условий договора продажи купли-продажи бизнеса
Пример условий договора продажи купли-продажи бизнеса

Покупка готового бизнеса осуществляется путем заключения договора между действующими собственниками предприятия и одним или несколькими лицами, желающими приобрести действующую компанию. Предметом сделки выступает конкретная компания, обладающая всеми элементами и признаками юридического лица:

  • Регистрация в ИФНС и внесение сведений в ЕГРЮЛ;
  • Имеется свидетельство ОГРН и ИНН;
  • Зарегистрированы учредительные документы, сформированы органы управления;
  • Имеет зарегистрированный юридический адрес;
  • Имеется уставной капитал или зарегистрирована первичная эмиссия ценных бумаг (акций);
  • Выбраны основные и дополнительные виды экономической деятельности.
Обратите внимание! Список дополнительных элементов готовой компании практически не ограничен. Она может иметь расчетные счета в нескольких банках, лицензии на право осуществления определенных видов деятельности и т.д.

Многообразие вариантов готовых бизнес-структур делает сделки по их приобретению крайне удобным инструментом для клиентов, желающих в кратчайшие сроки приступить к фактической деятельности. Все, что нужно для этого сделать – оформить договор купли-продажи действующего бизнеса.

Содержание такого договора заключается в приобретении прав прежних учредителей юридического лица на долю в уставном капитале. Купля-продажа таких долей происходит на условиях, определяемых сторонами, в том числе относительно цены приобретения. Договор должен содержать следующие условия перехода прав на предприятие новым владельцам:

  • Цена приобретения долей;
  • Порядок оплаты стоимости долей;
  • Определение состава имущества, которое продается вместе с предприятием;
  • Порядок переоформления учредительных документов;
  • Сроки принятия решения о смене состава учредителей;
  • Сроки проведения регистрации изменений в налоговом органе.
Обратите внимание! В договоре купли-продажи бизнеса нет необходимости указывать на конкретные параметры приобретаемого предприятия (наличие счетов, лицензий и т.д.). Данные вопросы решаются покупателем на стадии выбора возможного варианта приобретения компании.

Переговоры о продаже бизнеса

Заключение договора не влечет автоматического перехода прав к новым собственникам, так как необходимо провести все изменения через обязательные процессуальные решения:

  • Утвердить смену состава учредителей через общее собрание или решение единственного участника;
  • Утвердить изменения в учредительные документы;
  • Направить заявление в налоговый орган для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Только после совершения всех вышеуказанных действий и получения выписки из ЕГРЮЛ с зарегистрированными изменениями в составе участников, договор купли-продажи готового бизнеса считается реализованным.

Образец договора купли-продажи бизнеса между ИП скачать

Необходимые документы

Документация для оформления сделки

Для совершения данной сделки от обеих сторон требуется предоставление ряда документов. В отношении покупателя к таким документам относятся:

  • Личные данные физических лиц, которые будут являться новыми участниками предприятия;
  • Сведения о компаниях и их представителях, если в состав учредителей будет входить юридическое лицо.

Для продавца бизнеса комплекс документов включает в себя:

  • Изменения в учредительные документы на предприятие, которыми новые владельцы введены в состав учредителей;
  • Протокол общего собрания или решение единственного участника;
  • Заявление на государственную регистрацию, удостоверенное нотариально;
  • Квитанция оплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Так как продажей готовых компаний, как правило, занимаются юридические или консалтинговые фирмы, их специалисты должны обладать полномочиями на совершение любых действий, связанных с переоформлением прав. Такие полномочия выражаются в нотариальной доверенности.

Обратите внимание! При продаже бизнеса нет необходимости переоформлять действующие лицензии, за исключением случаев, когда наличие у предприятия разрешительных документов неразрывно связано с конкретными учредителями.

Все документы, подготовленные на различных стадиях подготовки сделки, подлежат направлению в налоговый орган для регистрации изменений в составе участников. Процедура регистрации завершается выдачей следующих документов:

  • Выписка из ЕГРЮЛ, в которой будут содержаться сведения о новых собственниках;
  • Заверенные копии учредительных документов с внесенными изменениями.

После получения данных документов новые владельцы могут приступать к осуществлению деятельности с приобретенным предприятием.

Как правильно составить и образец

Первый лист договора купли продажи бизнеса между физ.лицами
Первый лист договора купли продажи бизнеса между физ.лицами

Составление договора купли-продажи бизнеса осуществляется в простой письменной форме, так как законодательство не устанавливает дополнительных требований к его форме. Поскольку приобретение готовых компаний представляет собой сложный и трудоемкий процесс, необходимо придерживаться определенных правил при составлении договора.

В тексте необходимо детально предусмотреть порядок перехода долей к новым собственникам. Эта процедура может быть одновременной или поэтапной, когда новые собственники сперва вводятся в состав учредителей путем общего увеличения уставного капитала, а затем происходит исключение прежних владельцев бизнеса с выплатой им стоимости долей.

Если происходит единовременное отчуждение прав собственников, все вопросы о выплате им стоимости долей и имущества предприятия должны быть зафиксированы в условиях договора. Чем подробнее эта процедура будет описана в тексте соглашения, тем меньше вероятность возникновения споров.

Образец договора можно найти на нашем сайте в этой статье.

Обратите внимание! В каждом конкретном случае содержание договора будет сильно отличаться из-за конкретных условий сделки.

Для того чтобы избежать рисков на каждой стадии покупки бизнеса, стоит доверить подготовку и составление договора опытному юристу, обладающего практическим опытом совершения подобных сделок. В рамках договора на оказание правовой помощи указанный специалист быстро и эффективно оформит все необходимые документы и проведет перерегистрацию юридического лица на новых собственников.

Договор купли продажи-бизнеса между физическими лицами скачать

Продажа в рассрочку

Продажа бизнеса в рассрочку

Поскольку содержание такого вида договора определяется его сторонами, они могут предусмотреть условие о поэтапной оплате суммы сделки. Такое положение особенно характерно для следующих случаев:

  • Приобретается действующее предприятие с большим объемом активов;
  • Приобретается компания, которая только начинает деятельность.

Для снижения рисков продавца, оформление рассрочки может быть обусловлено поэтапной реализацией договора, когда очередной платеж производится после совершения юридически значимого действия (утверждение изменений в учредительные документы и т.д.).

Важно! На практике продажа бизнеса в рассрочку может оформляться несколькими изменениями в учредительных документах, когда после очередного платежа происходит пропорциональная передача долей новым собственникам. Окончательное оформление компании на новых владельцев произойдет после полной оплаты суммы договора.

Также приобретение бизнеса в рассрочку может осуществляться путем залога долей, который может быть снят после полного погашения суммы по договору. Если покупка оформляется с помощью специалистов юридической компании, покупатель может быть уверен в законности каждого процессуального действия и отсутствии рисков вложения средств в новый бизнес.

Договор купли-продажи бизнеса в рассрочку скачать

Если продается доля

Отдельным случаем сделок по приобретению бизнеса является продажа доли предприятия. В этом случае происходит не покупка новой компании, а вход в состав участников для последующей совместной деятельности.

Обратите внимание! Для отчуждения доли в уставном капитале одним из собственников требуется согласие остальных учредителей. Такое разрешение оформляется путем утверждения решения на общем собрании участников.
Договор купли продажи доли бизнеса
Договор купли продажи доли бизнеса

Договор купли-продажи доли будет предусматривать:

  • Конкретный номинальный размер доли, подлежащий отчуждению;
  • Порядок определения стоимости доли;
  • Порядок перехода прав к новому собственнику;
  • Наличие согласия остальных участников на отчуждение доли.

Введение нового собственника после приобретения доли также требует внесения изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Для этого производится регистрация изменений в налоговом органе по общим правилам этой процедуры.

После совершения сделки покупки доли, в зарегистрированных документах будет отражено изменение долей учредителей или сохранение размера долей с одновременной сменой владельца одной из них. После регистрации таких изменений, новый собственник одновременно приобретает право на часть общего имущества предприятия, которая соответствует его доле в уставном капитале.

Пример договора купли-продажи доли в бизнесе скачать

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ Тел. +7 (800) 302-65-54 Бесплатно по России

64 queries in 0,148 seconds