Существует множество вариантов для начала осуществления предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет преимущества и недостатки. Одним из наиболее эффективных и быстрых способов создать новое предприятие является договор продажи купли-продажи бизнеса.
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ Тел. +7 (800) 302-65-54 Бесплатно по России
Приобретение готовой фирмы позволяет избежать сложностей на этапе подготовки учредительных документов и регистрации их в налоговых органах. В рамках такого договора есть возможность выбрать форму юридического лица, перечень видов экономической деятельности, удобное место нахождение и даже готовую сеть контрагентов.
Содержание статьи
Содержание договора
Покупка готового бизнеса осуществляется путем заключения договора между действующими собственниками предприятия и одним или несколькими лицами, желающими приобрести действующую компанию. Предметом сделки выступает конкретная компания, обладающая всеми элементами и признаками юридического лица:
- Регистрация в ИФНС и внесение сведений в ЕГРЮЛ;
- Имеется свидетельство ОГРН и ИНН;
- Зарегистрированы учредительные документы, сформированы органы управления;
- Имеет зарегистрированный юридический адрес;
- Имеется уставной капитал или зарегистрирована первичная эмиссия ценных бумаг (акций);
- Выбраны основные и дополнительные виды экономической деятельности.
Многообразие вариантов готовых бизнес-структур делает сделки по их приобретению крайне удобным инструментом для клиентов, желающих в кратчайшие сроки приступить к фактической деятельности. Все, что нужно для этого сделать – оформить договор купли-продажи действующего бизнеса.
Содержание такого договора заключается в приобретении прав прежних учредителей юридического лица на долю в уставном капитале. Купля-продажа таких долей происходит на условиях, определяемых сторонами, в том числе относительно цены приобретения. Договор должен содержать следующие условия перехода прав на предприятие новым владельцам:
- Цена приобретения долей;
- Порядок оплаты стоимости долей;
- Определение состава имущества, которое продается вместе с предприятием;
- Порядок переоформления учредительных документов;
- Сроки принятия решения о смене состава учредителей;
- Сроки проведения регистрации изменений в налоговом органе.
Заключение договора не влечет автоматического перехода прав к новым собственникам, так как необходимо провести все изменения через обязательные процессуальные решения:
- Утвердить смену состава учредителей через общее собрание или решение единственного участника;
- Утвердить изменения в учредительные документы;
- Направить заявление в налоговый орган для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Только после совершения всех вышеуказанных действий и получения выписки из ЕГРЮЛ с зарегистрированными изменениями в составе участников, договор купли-продажи готового бизнеса считается реализованным.
Необходимые документы
Для совершения данной сделки от обеих сторон требуется предоставление ряда документов. В отношении покупателя к таким документам относятся:
- Личные данные физических лиц, которые будут являться новыми участниками предприятия;
- Сведения о компаниях и их представителях, если в состав учредителей будет входить юридическое лицо.
Для продавца бизнеса комплекс документов включает в себя:
- Изменения в учредительные документы на предприятие, которыми новые владельцы введены в состав учредителей;
- Протокол общего собрания или решение единственного участника;
- Заявление на государственную регистрацию, удостоверенное нотариально;
- Квитанция оплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.
Так как продажей готовых компаний, как правило, занимаются юридические или консалтинговые фирмы, их специалисты должны обладать полномочиями на совершение любых действий, связанных с переоформлением прав. Такие полномочия выражаются в нотариальной доверенности.
Все документы, подготовленные на различных стадиях подготовки сделки, подлежат направлению в налоговый орган для регистрации изменений в составе участников. Процедура регистрации завершается выдачей следующих документов:
- Выписка из ЕГРЮЛ, в которой будут содержаться сведения о новых собственниках;
- Заверенные копии учредительных документов с внесенными изменениями.
После получения данных документов новые владельцы могут приступать к осуществлению деятельности с приобретенным предприятием.
Как правильно составить и образец
Составление договора купли-продажи бизнеса осуществляется в простой письменной форме, так как законодательство не устанавливает дополнительных требований к его форме. Поскольку приобретение готовых компаний представляет собой сложный и трудоемкий процесс, необходимо придерживаться определенных правил при составлении договора.
В тексте необходимо детально предусмотреть порядок перехода долей к новым собственникам. Эта процедура может быть одновременной или поэтапной, когда новые собственники сперва вводятся в состав учредителей путем общего увеличения уставного капитала, а затем происходит исключение прежних владельцев бизнеса с выплатой им стоимости долей.
Если происходит единовременное отчуждение прав собственников, все вопросы о выплате им стоимости долей и имущества предприятия должны быть зафиксированы в условиях договора. Чем подробнее эта процедура будет описана в тексте соглашения, тем меньше вероятность возникновения споров.
Образец договора можно найти на нашем сайте в этой статье.
Для того чтобы избежать рисков на каждой стадии покупки бизнеса, стоит доверить подготовку и составление договора опытному юристу, обладающего практическим опытом совершения подобных сделок. В рамках договора на оказание правовой помощи указанный специалист быстро и эффективно оформит все необходимые документы и проведет перерегистрацию юридического лица на новых собственников.
Продажа в рассрочку
Поскольку содержание такого вида договора определяется его сторонами, они могут предусмотреть условие о поэтапной оплате суммы сделки. Такое положение особенно характерно для следующих случаев:
- Приобретается действующее предприятие с большим объемом активов;
- Приобретается компания, которая только начинает деятельность.
Для снижения рисков продавца, оформление рассрочки может быть обусловлено поэтапной реализацией договора, когда очередной платеж производится после совершения юридически значимого действия (утверждение изменений в учредительные документы и т.д.).
Также приобретение бизнеса в рассрочку может осуществляться путем залога долей, который может быть снят после полного погашения суммы по договору. Если покупка оформляется с помощью специалистов юридической компании, покупатель может быть уверен в законности каждого процессуального действия и отсутствии рисков вложения средств в новый бизнес.
Если продается доля
Отдельным случаем сделок по приобретению бизнеса является продажа доли предприятия. В этом случае происходит не покупка новой компании, а вход в состав участников для последующей совместной деятельности.
Договор купли-продажи доли будет предусматривать:
- Конкретный номинальный размер доли, подлежащий отчуждению;
- Порядок определения стоимости доли;
- Порядок перехода прав к новому собственнику;
- Наличие согласия остальных участников на отчуждение доли.
Введение нового собственника после приобретения доли также требует внесения изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Для этого производится регистрация изменений в налоговом органе по общим правилам этой процедуры.
После совершения сделки покупки доли, в зарегистрированных документах будет отражено изменение долей учредителей или сохранение размера долей с одновременной сменой владельца одной из них. После регистрации таких изменений, новый собственник одновременно приобретает право на часть общего имущества предприятия, которая соответствует его доле в уставном капитале.