Величина оплаты труда в значительной степени заботит каждого работника. У тех, кто мало знаком с российским законодательством, возникают вопросы относительно верности размеров начислений и удержаний. Расчётный листок по зарплате оформляется для того, чтобы снять многие вопросы, связанные с оплатой труда работников.
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ Тел. +7 (800) 302-65-54 Бесплатно по России
Содержание статьи
Расшифровка расчетного листка
В соответствии с требованиями статьи 136 ТК РФ, в листке в обязательном порядке отражаются следующие сведения:
- Данные о частях зарплаты за отчётный период. В сумму включаются:
- оклад;
- начисленная премия;
- установленные надбавки (за вредные условия, за работу в северном регионе и т.д.);
- компенсационные выплаты, например, за использование собственного инструмента или за работу в выходной день.
- Удержания из зарплаты:
- НДФЛ;
- пенсионные отчисления;
- профсоюзный взнос;
- иные удержания (например, невозвращённый командировочный аванс);
- удержание по исполнительному листу, например, алиментов.
- Дополнительные начисления:
- выплата отпускных;
- выплата при увольнении;
- компенсация за нарушение нанимателем трудового законодательства;
- иные выплаты.
- Итоговая информация о сумме, подлежащей выплате.
Бухгалтеры в расчётном листке дополнительно указывают следующие сведения:
- Ф.И.О. и должность работника;
- Название структурного подразделения (цеха или отдела);
- Табельный номер, если имеется;
- Временной период (обычно месяц);
- Количество отработанных часов и рабочих часов в отчётном периоде в соответствии с установленным временем работы.
В документе могут быть и иные сведения, если это требуется для полного информирования работников о величине их заработка.
В некоторых случаях параллельно записям в листке вносятся бухгалтерские коды, соответствующие назначению каждой из выплат.
Как правильно выдавать
Так как представление информации о величине заработка в виде расчётного листка является обязанностью работодателя, следует позаботиться о документальном подтверждении передачи данных документов сотрудникам.
Существует 2 наиболее распространённых способа такого оформления. Первый – сделать листок с отрывной частью. Бумаги передаются начальнику подразделения, который раздаёт листки работникам и собирает их подписи, а после сдаёт отчётность в бухгалтерию. Это целесообразно, если речь идёт о большом предприятии.
Второй вариант – ведение специального журнала, где работники будут расписываться в получении документа.
Сроки выдачи сотрудникам
Зарплата выдаётся не менее 2-х раз в месяц, что предусмотрено статьёй 136 ТК РФ. В той же статье указано, что наниматель обязан выдавать расчётный листок при выплате денег в целом.
Минтруда в письме от 18.03.10 № 739-6-1 указывает, что порядок выдачи данных документов должен регулироваться локальными актами нанимателя. При этом работники должны получать листки не позже дня, в котором происходит непосредственная выдача денег. Также в этом письме указывается, что информировать работников можно 1 раз в месяц.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: листки выдаются 1 раз в месяц не позднее дня перечисления основной части зарплаты. Целесообразно делать это за 2 дня, чтобы работники могли озвучить свои возражения до момента перевода денег.
Срок хранения
Расчётные листки должны храниться 5 лет при условии проведения проверки. Такой порядок содержится в приказе Минкультуры № 558 от 25.08.2010 г., где отражены сроки хранения большинства деловых документов.
Журнал выдачи расчетных листков
Данный документ создаётся в каждом подразделении компании, либо один на всю организацию. В журнале должны быть следующие графы:
- Номер записи;
- Дата выдачи;
- Ф.И.О. сотрудника;
- Должность;
- Подпись работника;
- Подпись ответственного за выдачу лица.
На обложке журнала следует указать следующие сведения:
- Даты начала и окончания;
- Наименование документа;
- Название организации и подразделения, в котором документ ведётся;
- Ф.И.О. и должность работника, ответственного за выдачу листков.
Ведение журналов поручается бухгалтерам или делопроизводителям подразделений.
Приказ об утверждении формы расчетного листка
Форма расчётного листка не закреплена на законодательном уровне. С учётом того, что указанный документ обязательно следует выдавать работнику, любой организации необходимо разработать собственный вариант и утвердить его приказом руководителя.
В приказе должны быть отражены следующие сведения:
- Реквизиты – дата, номер, название документа и тематика;
- Информация об организации – наименование, адрес, место нахождения;
- Ссылка на требования части 2 статьи 136 ТК РФ;
- Установление формы расчётного листка, приложенного к приказу, с указанием даты начала действия данного положения;
- Поручение конкретному работнику обеспечить выдачу расчётных листков работникам за 2 дня до перечисления заработной платы (например, кассиру или бухгалтеру);
- Поручение сотрудникам организации (например, начальникам подразделений) обеспечить ведение журналов выдачи расчётных листков в соответствии с приложением к приказу;
- Возложение контроля за исполнением приказа на одного из бухгалтеров организации;
- Приложения: форма расчётного листа на 1 листе и образец журнала выдачи листков на 1 листе;
- Дата, подпись, должность, фамилия и инициалы руководителя компании.
С приказом под роспись знакомятся работники, которым поручено исполнение документа.
Выдача расчётных листков – это не только обязанность нанимателя, закреплённая в законодательстве, но и возможность в простой форме сообщить работникам данные об их текущем заработке.