Практически у каждого нормально функционирующего предприятия имеется один или даже несколько расчетных счетов, открытых в банках. С помощью этих счетов предприятие может осуществлять необходимые безналичные расчеты. Но что же делать, если расплатиться нужно наличными деньгами? Существует три основных способа наличных расчетов, одобренных действующим законодательством.
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЮРИСТОМ Тел. +7 (800) 302-65-54 Бесплатно по России
Содержание статьи
Способ первый. Чековая книжка и ее заполнение (классический вариант)
Чековая книжка является наиболее распространенным средством пополнения наличных средств в кассе предприятия. Предварительно это книжку нужно приобрести в обслуживающем банке. Существуют книжки на 25, 50 и более листов. Для того, чтобы снять деньги со счета, необходимо заполнить чек и предъявить его в банк. Чек можно выписать на имя любого лица, которое будет получать денежные средства. Банк выплатит деньги по предъявленному чеку только, если этот чек будет заполнен в строгом соответствии с установленным порядком заполнения и пользования чеками. Данный порядок включает в себя несколько пунктов:
- Чек заполняется от руки только чернилами или шариковой ручкой. Сумма чека указывается цифрами и прописью. При указании даты выдачи чека месяц ставится прописью.
- При заполнении поля «сумма цифрами» обязательно двойное прочеркивание свободных мест до и после суммы рублей.
- На именном чеке после напечатанного слова «заплатите» полностью указывается фамилия, имя, а также отчество лица, на имя которого выписывается данный чек, в родительном падеже.
- Сумму прописью обязательно нужно начать писать с самого начала строки. После суммы прописью ставится слово «рублей», при этом между ними не должно быть свободного места.
- Чекодатель подписывает чек исключительно шариковой ручкой или чернилами.
- Запрещается подписывать чек до полного заполнения всех его реквизитов.
- Любые поправки в чеке делают данный чек недействительным.
- Заполненный и подписанный чек скрепляется печатью организации. Оттиск печати не требуется только, если в карточке с образцами подписей, предъявленной банку при открытии счета, присутствует отметка о том, что печать организации не присвоена.
- Банк отбирает расписку в получении денег только по именному чеку, на его оборотной стороне.
- Все реквизиты корешка чека обязательны к заполнению.
- Расписка о получении чека находится на корешке данного чека и отбирается владельцем банковского счета.
- Чекодатель обязан хранить корешки оплаченных чеков, а также все испорченные им чеки и их корешки не менее трех лет.
- При закрытии расчетного счета его владелец обязан возвратить банку все имеющиеся чековые книжки с оставшимися неиспользованными корешками и чеками с заявлением, в котором указаны номера чеков.
Плюсами использования чековой книжки являются:
- строгий контроль за снятием наличных средств с банковского счета (т.к. снятие производится только по чеку);
- очень высокая степень безопасности (деньги не будут выданы банком при отсутствии необходимых реквизитов, подписи чекодателя и оттиска печати).
Минусы чековой книжки:
- дополнительные расходы в виде комиссии банка за снятие наличных;
- лишнее время, необходимое на поездку в банк и получение денежных средств;
- в случае малейшего нарушения правил заполнения чека, данный чек не будет принят банком к оплате.
Способ второй. Корпоративная пластиковая карта (электронная чековая книжка)
Многие банки, идущие в ногу со временем, предлагают своим клиентам открыть корпоративную карту. Это может быть именная или обезличенная пластиковая карта, снабженная пин-кодом. Довольно часто предприятия, применяющие корпоративную карту, предоставляют ее в распоряжение материально-ответственному лицу для оплаты текущих покупок. Сотрудник, совершающий оплату с использованием корпоративной карты, должен отчитаться перед своим предприятием по каждой израсходованной сумме. Подтверждающими документами в данном случае являются бланки строгой отчетности, кассовые и товарные чеки.
Каждый банк наделяет свои карты определенными возможностями или накладывают какие-то ограничения. Некоторые банки, например, не допускают снятия наличных в банкомате по корпоративной карте. А другие банки, чей спектр услуг значительно шире, позволяют, например, устанавливать на каждую карту определенные лимиты.
Плюсы корпоративной пластиковой карты:
- отсутствие банковской комиссии при расходовании средств;
- круглосуточный доступ к средствам, находящимся на расчетном счете;
- значительная экономия времени на получение средств в банке и последующую выдачу их под авансовый отчет;
- контроль использования средств с помощью выписок, получаемых в банке;
- возможность оплачивать расходы разного рода: представительские, командировочные или расходы на хозяйственные нужды предприятия.
Способ третий. Именная пластиковая карта
Такой вариант больше всего подходит для индивидуальных предпринимателей.
В данном случае предпринимателю предоставляется право выбора одного из двух вариантов:
- каждый раз отдельно переводить требуемую сумму со своего расчетного счета на пластиковую карту;
- предоставить в обслуживающий банк заявление с просьбой перечислять все средства, поступающие на расчетный счет, на обозначенную пластиковую карту. В таком случае карта будет прикреплена к счету, и с ее помощью можно расходовать средства в пределах имеющихся на расчетном счете.
Минусом данного метода может оказаться запрет банка на перевод денежных средств с расчетного счета на именную пластиковую карту индивидуального предпринимателя. В таком случае обслуживающий банк, как правило, предлагает ИП открыть корпоративную карту (такую, как открывают организации).